Основание марки Chevrolet. История названия и фирменного знака
На заре автомобилестроения новые марки машин часто носили имена
своих создателей. Однако с маркой Chevrolet произошло иначе. Швейцарец
Луи Жозеф Шевроле (Louis Joseph Chevrolet,
Луи Шевроле был одним из семерых детей бедного часовщика в швейцарском городке
Получив хорошие навыки в автомобилестроении и спорте, он уезжает в Канаду, а в 1900 году — в Соединённые Штаты Америки. Здесь он начал свою деятельность в качестве представителя французского автозавода De Dion Bouton в Америке. Однако гонки занимали его больше, чем автомобильный бизнес.
Целых пять лет подряд Луи участвовал во всех местных соревнованиях, пока в 1905 году не добился права выступать на кубок американского миллионера Вандербильта (Vanderbilt Cup). Смелый и решительный гонщик привлёк внимание промышленных тузов Америки. Среди них был и Уильям Дюран (William Durant), собравший к тому времени несколько разных автомобильных компаний под вывеской General Motors.
В 1909 году Дюран пригласил Луи Шевроле стать фирменным гонщиком Buick. После чего звезда Луи Шевроле начала восходить с небывалой скоростью. В 1909 году он одерживает сразу три важные победы и занимает почётное 11 место в соревнованиях Vanderbilt Cup. До Первой Мировой войны он входил в когорту лучших автогонщиков Америки.
Рождение компании Chevrolet Motor Cars в Детройте в 1911 году пришлось не на самый лучший период в существовании General Motors. Её руководитель — Уильям Дюран — поставил компанию на грань банкротства, необдуманно скупив убыточные автомобильные фирмы. К тому же, он начал терять деньги на биржевых спекуляциях с ценными бумагами, отчего был вынужден пойти на поклон к банкирам. Те пообещали вложить в General Motors 15 миллионов долларов, но с одним условием — Уильям Дюран должен уйти с поста её руководителя. Однако он не оставил надежды снова взять бразды правления этой компанией в свои руки.
Предприимчивый Дюран решил сделать бизнес на имени прославленного
спортсмена. В 1911 году он предложил Луи на время оставить гонки
и заняться производством своего собственного автомобиля, и тот
согласился на это. Проект нового автомобиля разработали специалисты
General Motors, Дюран вложил в проект немалые деньги, а Шевроле дал
машине своё имя, уже хорошо известное большинству американцев.
Фирменный знак появился у компании несколько позже — в 1914 году. Легенда гласит, что знаменитый «крест» или, как его ещё называют, «галстук-бабочка», был частью обоев парижской гостиницы, в которой молодой Дюран останавливался ещё в 1908 году. Сохранив клочок обоев в бумажнике как сувенир, он привёз его в Америку и, показывая друзьям, пояснил: «Такой должна быть эмблема автомобиля — она поможет ему двигаться в бесконечность».
И действительно, эмблема Chevrolet стала одним из самых раскрученных и могущественных символов в рекламном бизнесе. За годы своего существования марка обрела любовь покупателей и признание специалистов, а её автомобили не просто вошли в историю — они сами по себе являются историей, живым и поныне символом Америки и американского автомобилестроения.
1911-1934 гг.
Первый Chevrolet
Дюран понял, что залог успеха кроется не в фешенебельности
автомобиля, а в его простоте и дешевизне. Он отошёл от производства
шикарных моделей и начал выпуск недорогих
В 1916 году на их базе был создан
Машина оказалась настолько удачной, что выпускалась до 1922 года и дала жизнь не менее известной модели Superior, просуществовавшей до 1927 года.
На
Образовав новую фирму и наводнив рынок дешёвыми и популярными автомобилями марки Chevrolet, Дюран заработал кучу денег и решил, ни много ни мало, присоединить автомобильный гигант General Motors к крошечной Chevrolet. И ему это удалось. Дюран смог выкупить контрольный пакет акций General Motors и снова сел в кресло председателя правления. Фирма Chevrolet вошла в состав концерна, а её автомобили стали основной продукцией автогиганта.
До своего вхождения в империю General Motors в 1917 году компания представила ещё несколько моделей, в частности Little Six и серию H. Ну, а в следующее десятилетие подразделение с крестом на радиаторной решётке стало флагманом GM, продавая до миллиона автомобилей в год.
Инженеры и дизайнеры Chevrolet сделали немало для развития мирового автомобилестроения. В 1923 году устаревшую модель 490 заменили на современный по тем временам автомобиль Superior с мотором в 26 л.с. Эта стрела попала точно в цель: всего за 12 месяцев новинка разошлась в количестве 480 тысяч единиц.
В 1923 году был выпущен первый автомобиль, оснащённый двигателем с воздушным охлаждением. В 1924 году одновременно с вводом в эксплуатацию испытательного полигона General Motors был налажен выпуск лёгких фургонов Chevrolet. В 1927 году ближайший конкурент прекратил производство бестселлера Ford T, чем не преминул воспользоваться GM. Подразделение Chevrolet вышло на первое место, реализовав за год более миллиона машин.
В 1928 году появилась модель International Six, известная также под индексом АВ. В 1929 году Chevrolet выпускает свой первый шестицилиндровый двигатель (по цене четырёхцилиндрового). В 1930 году Chevrolet продал семимиллионный автомобиль.
В 1933 году в кресло руководителя компании сел Марвин Косл. В рекламу пришёл девиз — «Великая ценность», который был подтверждён разработками инженеров, направленными на облегчение управления автомобилем.
В 1934 году компания Chevrolet первой наладила выпуск независимой подвески передних колес, что существенно облегчило управление автомобилем и уменьшило износ шин. В то время дороги в Америке были ещё довольно ухабисты, и нововведение оказалось как нельзя кстати. В годы «Великой депрессии» компания окончательно обогнала Ford по продажам.
1935-1950 гг.
С выпуском
Дизайн кузовов автомобилей претерпел изменения в 1937 году, когда
были выпущены две различные серии: более дорогая Master и более дешёвая
Standart. С приходом
В 1941 году Chevrolet производит рекордное число легковых
и грузовых автомобилей модели ’41 — 1,6 миллиона. Рекламный девиз того
года — «Больше – значит, лучше». Компания получила подряд правительства
Соединённых Штатов на гильзы для
Одновременно с этим Chevrolet налаживает выпуск двигателей Pratt & Whitney для бомбардировщиков дальнего действия, используемых для поражения наземных целей в Германии. Вильям С. Надсен, управляющий компанией Chevrolet, был назначен председателем национального министерства обороны.
Министерство мобилизовало автомобильную промышленность и буквально за ночь перевело её на производство военного оснащения. Выпуск автомобилей для гражданского населения был прекращён 30 января 1942 года.
Пройдёт ещё 4 года, прежде чем появятся новые модели. Chevrolet проводит соответствующую военному времени рекламную кампанию: «Через объём производства — к победе!». Успех и огромное влияние Chevrolet в годы войны явились следствием разумной промышленной философии в мирное время. Децентрализованное управление, гибкая система производства, инициатива на местах сделали возможным быстрый переход заводов на изготовление военных автомобилей и техники. Компания Chevrolet по праву гордится своим значением в победе в Европе.
После войны фирма продолжала производство модернизированных довоенных машин. Инженеры Chevrolet приступили к разработке малолитражного автомобиля. Но по экономическим соображениям этот проект заморозили.
В 1948 году модель 48 Spilemaster Sinks стала первым спорткаром Chevrolet в
В 1949 году появились две новинки — Special и De Luxe, на которые, впрочем, ставили старые
С 1950 года Chevrolet начала первой применять автоматические коробки передач в модели Powerglide. Следующей крупной новостью этого года стало появление оригинальной модели Bel Air — первого кабриолета с жёстким верхом и кузовом понтонного типа. В связи с тем, что американцы сильно заинтересовались европейскими спортивными автомобилями, главный дизайнер Харли Эрл (Harley Earl) предложил своё видение данной темы.
1951-1979 гг.
В 1953 году был выпущен Chevrolet Corvette — первый в Америке серийный спортивный автомобиль. Для концернов Chrysler и Ford аналогичная машина оказалась не по силам. Конструкторы задумали новинку как лёгкую двухместную машину со стеклопластиковым кузовом в вариантах купе или кабриолет. При этом агрегаты должны были устанавливаться от серийной продукции.
Первая базовая модель оснащалась 6-цилиндровым
В 1957 году появился ещё более мощный двигатель V8 в 283 л.с., оснащённый передовой системой впрыска топлива Rochester. В
Первый серийный американский спорткар Chevrolet Corvette стал настоящим автомобилем мечты. |
В 1954 году впервые в комплектации автомобиля предложены тормоза с усилителем, электропривод стёкол и регулировка сидений. «Взгляни на страну из окна своего Chevrolet», — рекламная кампания, дебютировавшая в этом году.
Вплоть до середины
В 1955 году выпущен легендарный компактный двигатель Chevy V8. Этот новый двигатель стал самым знаменитым у Chevrolet. Его эффективная мощность простиралась в пределах от 162 до 180 лошадиных сил в модификации со сдвоенным выпускным коллектором.
Модель ’55 произвела переворот в конструировании и стилистике автомобилей. Она не только установила рекорд продаж, но и навсегда изменила представление Америки об автомобиле. Первые интегрированные сиденья предложены в комплектации автомобиля Corvette. Выпущен многоместный универсал Bel Air Nomad. Этот автомобиль осуществил американскую мечту: «Уехать от всего этого…».
Инновационный и очень красивый Bel Air оснащался инжектором. |
В 1957 году выпущена система впрыска топлива Ramjet. Chevrolet представляет модель, ставшую впоследствии заветной мечтой многих коллекционеров автомобилей — Bel Air 1957 года. Её особенностью стали аэродинамические закрылки, инжектор Ramjet и двигатель 238 CID V8 с впрыском, обеспечившим 1 л.с. на 1 кубический дюйм.
1958 год был ознаменован рождением марки Impala, соединившей в себе размеры Cadillac с ценой Chevrolet. Impala немедленно становится любимицей Америки.
Chevrolet Impala — автомобиль, поставивший не побитый до сих пор рекорд по уровню продаж среди полноразмерных автомобилей. |
В 1959 году появился первый пикап El Camino. Два года подряд дизайн Chevrolet кардинально меняется. В конце десятилетия с появлением модели Impala автомобили поменяли стиль. Спроектированная в целях представления большого Cadillac по цене Chevrolet машина положила начало новому времени.
Если автомобили Chevrolet 1948 года удивляли, то машины Chevrolet 1959 года потрясали своей вычурностью во всём. Сложная форма кузова с огромными хвостовыми крыльями создавала впечатление полёта. Списки стандартного оборудования пополнились сиденьями и стёклами дверей, оснащёнными электроприводом. К 1959 году Chevrolet Suburban окончательно обрёл самостоятельный облик, характерными чертами которого стали фары в прямоугольной окантовке и широкие прорези воздухозаборника между капотом и решёткой радиатора.
В середине
В конце 1958 года Chevrolet показала новые модели,
отличавшиеся оригинальным дизайном кузовов. Это Bescane, Bel Air и,
естественно, Impala. Кроме самой дешёвой Bescane с
Новый седан Corvair, выпущенный в 1960 году, практичный и одновременно привлекательный, стал поистине шедевром Chevrolet. Он же был первым массовым автомобилем с независимой подвеской всех колёс.
Chevrolet
Corvair был интересен не только своим внешним видом, но и технической
начинкой — у него была независимая подвеска всех колёс. |
В 1961 году дизайн «полноразмерного» Chevrolet вновь поменялся. Теперь в нём преобладают чёткие правильные линии. Выходит новая модель Impala SS (cуперспорт).
Impala SS совместила в себе роскошь полноразмерного автомобиля и мощь спорткара. |
В 1962 году выпущена малолитражка Chevy ll Nova. В 1963 году Chevrolet выпускает Corvette Stingray, разительно отличаюшийся от всех предыдущих моделей. Новый Corvette обладает современной ходовой частью, независимой подвеской всех колёс и фарами, поднимающимися (с поворотом) из длинного капота.
В 1964 году выпущена серия автомобилей среднего размера Malibu, которая включала седан, универсал, кабриолет с мягкой и жёсткой крышей. А в 1965 году появляется на свет полноразмерный Chevrolet Caprice с эффектными «плывущими» линиями.
В следующем модельном году Chevrolet представляет новинку — Camaro. Автомобиль сразу же стал гвоздём сезона. Он полюбился настолько, что составил 10% от всех проданных в 1967 году 2,2 миллиона автомобилей Chevrolet.
В 1967 году новая модель Camaro SS открывает гонку Indy 500. Малогабаритный двухдверный автомобиль с феноменальной быстротой завладел умами американцев. Camaro выпущен как нельзя кстати. В популярном тогда журнале писали: «Молодёжь Детройта дала путёвку в жизнь новому поколению машин».
Стандартный набор элементов безопасности всех автомобилей
Chevrolet 1967 года выпуска включал в себя энергопоглощающий рулевой
механизм, ремни безопасности, мягкую приборную панель и сдвоенный
центральный тормозной цилиндр. В 1968 году изрядно изменившийся
Corvette Coupe получил
Непродуманные изменения в дизайне модели 1968 года
Camaro, получивший своё название от французского слова camarade (товарищ), стал одним из самых популярных |
В 1969 году выпущен полноприводный Chevrolet Blazer К. Этот внедорожник стал первым подобным автомобилем — больше, просторнее и мощнее, чем модели конкурентов. Chevrolet Blazer серии К, построенный на шасси полноразмерного пикапа, был меньше и манёвреннее, чем Suburban, но оставался достаточно вместительным.
В 1973 году обе машины подверглись серьёзной модернизации: стали шире и длиннее, в стандартное оснащение вошли дисковые тормоза передних колёс.
Monte Carlo представил и сделал популярной идею роскошного двухместного закрытого автомобиля. Новый Chevelle SS454 1970 года становится одним из самых мощных автомобилей за всю историю.
В 1972 году Chevrolet выпускает первую модель пикапа маленьких размеров, получившую название «лёгкий коммерческий автомобиль». В этот же год продан десятимиллионный автомобиль Impala. Он становится самым популярным и покупаемым «полноразмерным» автомобилем Америки.
Chevelle SS454 оснащался самым большеобъёмным (более семи литров) мотором за всю историю |
В 1973 году выпуск новой модели Monte Carlo ознаменовался грандиозным успехом. Она выигрывает приз «Автомобиль года» журнала Motor Trend.
В 1976 году выпущена модель Chevette — ответ Chevrolet на поставки импортных автомобилей. В 1977 году «полноразмерный» Caprice слегка уменьшился. Он получил приз «Автомобиль года», а вскоре стал и любимой машиной Америки.
Большой и солидный седан Chevrolet Caprice дополнил модель Impala. |
В 1978 году Corvette открывает гонку Indy 500. К двадцатипятилетию Corevette выпускается юбилейная модель. Malibu становится меньше и предлагает кузова седан, купе и универсал. В 1979 году собран стомиллионный автомобиль Chevrolet. Им стала модель Monza 1979 года.
Помимо
того, что Chevrolet Monza неплохо ездил, одна из моделей, сошедшая
с конвейера в 1979 году, стала стомиллионным проданным автомобилем
за всю историю компании Chevrolet. |
Автомобили Chevrolet в
C 1980 года до наших дней
В 1980 году была выпущена малолитражка Citation — первая модель Chevrolet с передним приводом. В 1981 году появился первый автомобиль Cavalier.
Cavalier задумывался так, чтобы превзойти все ожидания
покупателей импортных автомобилей. Так оно и произошло. Cavalier быстро
становится самым продаваемым автомобилем в Америке в 1984 и 1985 годах.
В 1982 году видоизменённая модель Camaro признана «Автомобилем года»
журналом Motor Trend. В этом же году был выпущен пикап
Chevrolet Citation — первый переднеприводный автомобиль Chevrolet. |
В 1983 году появился Blazer
Машины отличались не только габаритами, но и конструктивно. С моделью Blazer серии С/К был унифицирован Chevrolet Suburban длиной 5,57 метра. Некоторые версии модели Blazer серии S/T носили названия Tahoe и Sport. Лишь в 1995 году было решено развести эти машины по разным нишам: маленький Blazer S/T стали называть просто Blazer, а большой Blazer C/K получил новое имя Chevrolet Tahoe.
Один из самых больших и вместительных внедорожников — |
В 1984 году появился Corvette нового поколения, а в 1985 году — автомобиль Camaro
«Серьёзная» модификация Camaro — Chevrolet Camaro |
В 1986 году Сorvette был оснащён антиблокировочной тормозной системой Bosch ABS II. Кабриолет Corvette открыл гонку Indy 500. В 1988 году выпущены модели Corsica и Beretta. Появились также новые пикапы С/К. В 1990 году представлены двухместная Lumina Coupe — седан и Lumina APV.
В 1991 году выпущен новый Caprice Classic LTZ, который был
назван «Автомобилем года» в конкурсе журнала Motor Trend. В 1992 году
представлены новые полноприводные автомобили — Blazer и Suburban.
Вместе с ними выходит полностью новый пикап С/К. Преклонных годов
V8 был обновлён и вошёл в
В 1995 году Blazer новой конструкции был назван «Внедорожником года» журналом Motor Trend. Выпускаются модели New Lumina и Monte Carlo. Geo представляет новую современную модель Metro, предлагаемую в модификациях четырёхдверного седана и трёхдверного купе.
В 1995 году Corvette открыл гонку Indy 500. Журнал Motor Trend назвал Tahoe «Внедорожником года». Таким образом, Chevrolet становится первой в истории компанией, два года подряд получавшей этот приз.
Улучшенные двигатели Vortec, устанавливаемые на большинстве внедорожников компании, обеспечили большую мощность, меньший расход топлива, упростили уход и ремонт. Chevrolet Tahoe выпускался с 1995 года с трёх- и пятидверным кузовом. Suburban был унифицирован с Tahoe по основным узлам и агрегатам.
Chevrolet
Tahoe, первоначально предлагавшийся как вариант модели Blazer S/T,
позже стал самостоятельной моделью и не раз получал титул «Внедорожник
года». |
В 1996 году Chevrolet вернулся к выпуску классической марки Malibu. Его детищем стал семейный седан. В 1997 году он был назван «Автомобилем года». Представлена новая модель Venture — стильный минивэн, способный удовлетворить все транспортные запросы современной семьи. В 1997 году дано рождение пятому поколению модели Corvette.
В
В |
В настоящее время знаменитый филиал GM выпускает десятки семейств машин любого класса и типа в различных точках земного шара: США, Канаде, Бразилии, Мексике, Аргентине, Корее... А сегодня автомобили под этим громким брендом делаются и в России — это внедорожник Chevrolet Niva и автомобиль Chevrolet Viva, созданный на основе модели Opel Astra второго поколения, но с дизайном, несущим элементы корпоративной стилистики Chevrolet.
Новый век не обещал быть лёгким для американских
производителей. И начался он для многих поиском успеха в старых
моделях, ставших классикой для многих американцев. Одной из них стал
пикап SSR, похожий на модели
Необычный пикап Chevrolet SSR не сыскал успеха у покупателей, но не отбил желание дальнейшего выпуска автомобилей в стиле ретро. |
Поиск новых покупателей привёл к появлению в 2004 маленького купе Cobalt. Спустя некоторое время оно ощетинилось турбоверсией и даже немного потеснило японские автомобили, чуть ли не выкинувшие хозяев рынка с давних позиций. Впоследствии успешное купе дополнилось небольшим седаном.
Американская молодежь оценила недорогой и шустрый Chevrolet Cobalt. Развитие модели продолжается и по сей день. |
Chevrolet в настоящее время развивает как линейку классических американских автомобилей и внедорожников, так и активно продвигает небольшие экономичные машины в Европу.